Роль Сембы и «Зука» в процессе формирования Кизомбы

Кизомба в России

Роль Сембы и «Зука» в процессе формирования Кизомбы

Сообщение Александра 06 июл 2015, 13:04

Диахроническая эволюция музыкального жанра, происходящего от «Массембы».
Изображение
Слово «семба» не встретишь в словарях миссионеров, выпущенных с 1591 по 1805 годы. Впервые его употребил писатель колониального периода Alfredo de Sarmento в 1880 году в своей книге «Африканские степи: записки путешественника». Затем оно упоминалось в романе «Вдова» писателя и журналиста Alfredo Troni, который впервые был выпущен серией газетных публикаций в 1882 году.

«В батуке танцоры встают в круг, один африканец выходит в центр, танцует несколько движений, а потом выбирает из круга другого человека, сталкивается с ним животами (это движение и называется «семба»), и тот сменяет его в центре», — пишет Alfredo de Sarmento в книге о своих путешествиях.
В свою очередь Alfredo Troni, представитель интеллигенции, отлично знакомый с культурой Луанды, описывает батуке в доме «Вдовы» следующим образом: «Это был разговорный батуке…В полночь раздался стук в дверь, вошел Серра, только что приехавший из местечка Казенго, в Кунге (местность в Анголе). Вдова была в восторге, и они обменялись с Серрой двумя сембами».

Alfredo de Sarmento соглашается с Alfredo Troni в том, что слово «семба» сохраняет и значение «umbigada» («соприкосновение пупков»), эвфемизм «полового акта», за что подвергается критике со стороны представителей старшего поколения.
Alfredo Troni пишет также о важнейшем значении танцевальной среды и «разговорного батуке» для распространения и внедрения «Массембы», на музыкальном ритме которой основана современная семба.
Изображение
Изображение

Массемба – это народный парный «танец живота»; множественное число слова «семба», которым обозначается самый популярный в районе Луанды музыкальный жанр. Массембу танцевали прямо на улицах в свободное от работы дневное время или ночью в свете луны. Ее популярность росла благодаря таким исполнителям, как
Liceu Vieira Dias, José Maria, и Nino Ndongo, чья музыка дала толчок к развитию сембы. Массембу стали называть португальским словом «rebita»; ее ставили в танцевальных залах, а к инструментам добавились аккордеон и концертино.

В процессе эволюции массембы и римтов казукуты под гитару (разновидность быстрой массембы) появилась «дикая батида» Liceu Vieira Dias, а также совершенно новое и разнообразное видение сембы José Maria и Nino Ndongo.

Сембу в исполнении José Maria и Nino Ndongo переняли более поздние музыканты-гитаристы: José Keno из группы Jovens do Prenda, который признает влияние на своё творчество Ngola Ritmos, Marito Arcanjo в песне «Розовая Роза» группы Kiezos, и Botto Trindade из группы Bongos (преемники Ngola Ritmos), Manuel Marinheiro из África Ritmos, Mingo, из Jovens do Prenda и Quental, из группы Águias Reais.
Изображение




Приток ангольских музыкантов в городские районы, а также эволюция западных музыкальных технологий повлияли на ритмический рисунок сембы. Группы, которые ранее играли на гитарах, диканзах, малых барабанах со струнами и погремушках, стали использовать электроинструменты. Интересный феномен произошел с группой Африка Шоу, которая впервые успешно использовала в своем творчестве орган. Их песни «приятнее на слух» и больше соответствуют вкусам гетерогенной аудитории, поэтому стали популярными наряду с хитам из Европы и Америки.

Подводя итог, можно сказать, что семба произошла от танца живота массембы, который, в свою очередь, смешавшись с зуком, превратился в кизомбу, а она уже преобразилась в «таррашинью».

Большой вклад в развитие сембы внес Carlos Burity.

Последние альбомы Carlos имели целью расширить музыкальную культуру сембы: песни исполняются на наиболее распространенных местных языках, используются инструменты, характерные для классической музыки (например, скрипка в песне «Макамба» с диска «Уанга» 1998 года), а также для современных и универсальных музыкальных жанров, включая поп, фанк и хип-хоп. У Carlos Burity обширная дискография, причем как композитор и исполнитель он работал с разными видами вокала и творческими стилями.

Танцевальный стиль Кизомба стал результатом развития «танца живота» Массемба, в котором пары, обнявшись, двигаются под бит медленных или более ритмичных песен. Происходила модернизация, ангольцы получали больший доступ к португальской и другим иностранным культурам. В особенности, благодаря ангольским морякам, которые в 1950-х периодически привозили домой музыкальные записи, в Луанде стали приживаться такие иностранные ритмы как танго, меренге, бразильская народная музыка. В результате произошел взрыв популярности кизомбы (как ее еще называют – passada) и таких величайших танцоров, как Mateus Pelé do Zangado, João Cometa, Joana Pernambuco, Adão Simão и других.
Изображение
Изображение
После закрытия большинства звукозаписывающих студий в уже независимой с 1975 года Анголе на кизомба-вечеринках возросла популярность «зука»; его играли на всех крупнейших радиостанциях Луанды. Из смешения ритмов сембы и зука родилась кизомба, ставшая музыкальным предпочтением молодежи в 1980-е.

Eduardo Paím, взявший пример с Paulo Flores в написании текстов и с Ruca Van-Dúnem в использовании синтезаторов, считается одним из основателей музыкального жанра «кизомба».

Изображение
Результат встречи и совместной работы Eduardo Paím, Ruca Van-Dúnem, Ricardo Abreu и Luandino в Португалии можно рассматривать в качестве отправной точки в формировании ритмического рисунка кизомбы, как музыкального жанра.


Продолжение следует …

Автор — JOMO FORTUNATO (специалист по ангольской музыке, обладатель знака почета за развитие ангольской культуры)
Перевод статьи с португальского языка – Жанна Чекова
Подготовка статьи, фото и видео материал – Надежда Кузьмина

Все права защищены, копирование материала возможно с указанием ссылки на http://kizombaforum.ru/
Александра
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 07 ноя 2013, 09:35

Вернуться в РОССИЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron